Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Меня зовут Элеонора Голован, мне 23 года, третий год из которых я посвящаю работе с детьми с ОВЗ.
Мой опыт взаимодействия с особенными детьми начался в конце 2019 года, когда я стала волонтёром премии «Преград нет». В тот день мне было нужно сопровождать мальчика с ДЦП. Я очень хорошо помню момент знакомства с ним, помню как при виде меня в его глазах отображалось доверие. И это, несомненно, оставило отпечаток в моём сердце.
Чуть позже, летом 2020 года, мне поручили стать личным тьютором мальчика с аутизмом. И хоть я с ним работала не так долго, но получила новые знания, навыки и драгоценный опыт. Приобретённые способности помогли мне тем же летом, когда я устроилась тьютором в двухнедельный лагерь для детей с ограниченными возможностями и была прикреплена к девочке с синдромом Дауна.
С января 2022 года началась моя новая, очень серьёзная страница в работе с детьми с ОВЗ. Я стала частью семьи «РОСТа», тьютором инклюзивных «ПРОСТО мастерских».
У меня была масса впечатлений с первого дня работы в «РОСТе». Прежде всего, это атмосфера. Атмосфера дружбы и сплочённости, что ощущается с первых минут.
Дети, посещающие занятия в мастерских, приобретают новые навыки и знания, под чутким руководством мастеров. Моя задача, как тьютора, — быть помощником мастера, взаимодействовать с детьми, уметь найти подход к каждому ребёнку. Я всегда умела ладить с детьми, и данная работа позволяет проявить мне свои лучшие качества.
Очень важная черта в работе данной сферы – быть ребёнку другом, а не наставником, нужно общаться, узнавать потребности, помогать раскрыться в том или ином деле, будь то учёба или прикладное искусство. У детей всегда своё восприятие к происходящему: кому-то проще понимать вещи во время игры, кому-то нужно тактильное понимание предметов – потрогать, обвести руками, кто-то мог выучить иностранный язык, и хочет, чтоб с ним общались на нём; дети разные, но если каждого узнать поближе, то можно и им помочь, и самому узнать много нового.
Не менее важно быть вовлечённым в рабочий процесс в самих мастерских, помогать детям во время занятий, на собственном примере показывать важность работы. Во всём этом заключается успех при взаимодействии с детьми с ОВЗ.
Безусловно, я не могу не отметить воистину замечательный коллектив. Абсолютно все сотрудники чрезвычайно внимательны к детям и друг к другу. Царит атмосфера внимания и поддержки, что так важно для комфортных рабочих условий.
Говорят, что, найдя работу, которая приходится по душе, не будешь работать ни одного дня в жизни. На личном примере я убедилась, что это действительно так. Благодаря детям и сотрудникам «РОСТа» я бесконечно люблю свою работу и хочу делать как можно больше на благо нашей организации. Моя работа позволяет расти и развиваться в сфере инклюзивного образования, что так мне близко.
Один человек сказал: «Я стал врачом, потому что нужен в настоящем». Другой же ответил: «Я стал учителем, потому что дети – это наше будущее».